27.11.1999 | Russie.net

Интервью с Борисом Токаревым - директором студии "Дебют", представляющей фильм "Здравствуй, племя молодое"


Б. Токарев

- Борис, какова Ваши ближайшие планы?


- Уезжаем в Тверь 10 января. Начинаем турне по стране с показом фильмов. Мы сами должны прийти к зрителю, мы должны помочь зрителя полюбить смотреть кино, не только на видео, хотя я с огромным уважением отношусь к видеопродукции. Но я вкладываю в понятие кино большее, для меня кино - это кинотеатр, это большой зал, это большое количество зрителей. И я к этому отношусь свято. Когда мы приехали в разные городки трёх российских областей, губернаторы согласились сразу же и представили нам свои кинотеатры. Они понимают, что кино это средство общения, что люди не должны сидеть дома, и смотреть только телевидение и видео, это одиночество, когда вы разговариваете с телевизором, это одиночество. Рядом с вами должны сидеть люди, и вы должны вместе плакать, вместе смеятся. И когда идет эта аура такого единочувствования, то это и есть кино на самом деле. И в этом главный принцип кино, и я думаю и надеюсь, что все равно мы эту стенку разобьем, сейчас люди уже хотят смотреть кино, другое дело, что нет денег. Очень трудно ребятам, которые учатся во ВГИКе. Им очень трудно снять, даже одну картину. Когда я учился во ВГИКе, я снял 5 фильмов, я снял сначала на узкой ленте, потом я снимал этюд, который длился 3 минуты на широкой пленке, потом был звуковой этюд, потом драматургический и потом я делал диплом, и потом дебют. То есть на самом деле существовала определённая система, в которой мы росли. Сегодня в лучшем случае, дебютант, который приходит к нам на студию, а мы на Мосфильме работаем, на профессиональной студии, он снимает один фильм на видео, но это, конечно, не то же самое, там нет света, объёма, потому, что телевидение, это плоское изображение. Мы учим своих учеников технологиям кино, а это дорого, наши дебюты, кстати, снимаются на пленке Кодак, которая стоит дорого, мы конечно, с удовольствием снимали бы на нашей пленке, но её сегодня практически нет. Раньше были Свема и Тасма (казанская пленка), Свема существеет пока. Мы связались со Свемой и надеемся получить пленку отечественную. Я продолжаю сравнение видео- и кино-технологий, монтаж видео тоже отличается от кинопленки, он в какой степени даже прогрессивней, но для ученика важно попробывать и пройти руками весь путь с начала до конца, его нужно пройти всё равно, портому что, если его не пройти образуется пропасть, которую уже никогда не перешагнуть или очень трудно, а можно даже провалиться в неё. Мы поэтому всеми силами стараемся сохранить процесс работы кино, на пленке, с камерой, с объективами, со всем оборудованием и тд.


- Каким был ваш дебют в кино?


- Ангел мой, это была моя первая картина на телестудии "Дебют", я снял её 20 лет назад, это был 79 год.


- Он разве шёл в прокате?


- Нет, его показывали на многих кинофестивалях, он получил много наград и призов, но широкая публика его не видела. Хотя на самом деле никакой цензуры и никакого очевидного запрета в "Дебюте" не было, нужно было только попасть на точного режиссёра, увидеть творческого человека, и когда его находили, то тогда его начинали вести в том направлении, которое нужно было государству, и это была гениальная идея, конечно тоталитарного общества, но очень умная. Сначала вам дают полную свободу, а потом уже говорят, что вам надо бы снять фильм про колхозников или рабочих завода "Заря победы", но это давало возможность "Дебюту" снимать худо или бедно 14 фильмов в год, сегодня мы снимаем только 2! А дебютантов сегодня в "Дебюте", интересных ребят 27. Значит мне понадобится 14 лет, для того, чтобы они сняли по фильму, а что такое 14 лет? Это лучшая часть жизни, это значит, что молодой человек потеряет то настроение, с которым он пришел, сценарий устареет. Кино - очень динамичное искусство, очень быстро теряет и приобретает актуальность, как жизнь. В "Дебюте" молодые режиссеры должны снимать сразу же, сейчас, но это очень трудно, мы испытываем на самом деле большие финансовые трудности.


Б. Токарев

- Скажите у Вас снимают только выпускники ВГИКа?


ВГИКа, Петербургского Института кино и телевидения, Высших режиссёрских курсов, также театральных училищ и тд. И если они приносят интересные сценарии, мы делаем всё, чтобы они сняли фильм.


- Может Вы нам расскажите о тех 3 фильмах, которые вошли в состав "Здравствуй, племя молодое".


- Миша Аветиков, который снял последний фильм о Пушкине, уже давно живёт в Америке. Он уже там снимает, а не в России, вот, что самое страшное. Любакова будет снимать скоро фильм, она сделала первую новеллу "Неживой зверь". По сценарию нашей знаменитой сценаристки Нади Кожушановой, её уже нет в живых. По мотивам Тэффи. Второй сценарий был по Стренбергу, а третий по Юрию Нагибину. О чем это говорит? Рядом с молодым стоят высокие мастера. Помните, мы в прошлом году, привезли фильм Ивана Доховичного, сейчас он уже известный режиссёр в России, а ведь его первый фильм снимал Гоша Рерберг, а это оператор Тарковского. А когда я снимал свой первй фильм рядом со мной стоял оператор Иван Немоляев, который снял 50 фильмов. Вот и на самом деле, это связь времён и поколений, помните у Шекспира "распалась связь времён…" А мы стараемся связать эту связь, и сохранить те традиции, которые были у советского кино. А не подражать американскому, такой настоящий здоровый консерватизм необходим! Когда не знаешь старого, не можешь изобрести ничего нового!


Последняя фраза Бориса могла бы стать девизом студии "Дебют", деятельность которой так важна для сохранения российской кинематографической культуры!


Источник: Russie.net



"Прорицатель. Омар Хайям. Хроника легенды"

Производство

завершено!