2001 | Помоги себе сам

Борис Токарев: "Творчество - это преодоление"


Он стал популярным киноактером благодаря фильмам "Два капитана", "Горячий снег" , "А зори здесь тихие" и др. Затем занялся режиссурой и сделал несколько собственных фильмов. Последнее время Борис Токарев занят непростым и очень нужным делом: возглавляя на киностудии "Мосфильм" творческое объединение "Дебют-фильм", он помогает начинающим режиссерам снять свои первые картины. И хотя бюджетные ассигнования до крайности скудны, ему удается поддерживать молодые таланты. Сегодня Борис Васильевич гость редакции "ПСС".


- Мне нравится ваше название "Помоги себе сам". Ведь если человек не действует самостоятельно, он резко сокращает свои возможности. Я уверен, что каждый должен сам строить свою судьбу, сам искать путь к тому, к чему стремится. С этой точки зрения мечта - необходимая вещь. Абсолютно необходимая. Когда нет мечты, нет полета, человеку становится трудно жить, он существует одним днем. Чем выше поставлена планка, чем несбыточнее мечта, тем больше человек сделает. Я это точно знаю. Чем больше препятствий ты преодолеваешь, чем больше принимаешь решений, тем интереснее жить.

Поэтому трудности просто необходимы. Человек только тогда ощутит себя личностью, когда преодолеет преграды. И если говорить о профессиях актерской или режиссерской, то обе они построены на преодолении - от самых первых шагов.


- Коль скоро вы заговорили о кино - можно ли ожидать возрождения нашего кинематографа?


- Бесспорно, ведь не так давно на "Мосфильме" стояла "гробовая тишина": ни одного человека, пустые коридоры. Сегодня - жизнь. Снимают много сериалов. Раньше работу на телевидении мы считали второсортной. Теперь нет. Почему? Потому что телевидение - прямая дорога к зрителю, особенно в наши дни, когда потерян кинопрокат и нет иной возможности получать отдачу от зрителей, столь важную для творческого человека.

И еще один факт. Мне кажется, что сегодня зрителям хочется смотреть отечественные фильмы, о существовании которых в какой-то момент они даже забыли, - все предпочитали западное кино.

А ведь, наверное, 90 процентов западных фильмов вообще не имеют отношения к художественному творчеству. Это просто конвейер, хорошая технология. Наше же кино всегда было интересным - как любое штучное производство, оно имело свое неповторимое лицо. Для зрителя важно сопереживать тому, что происходит на экране. А когда ты видишь одну и ту же схему, знаешь, чем все закончится, интерес пропадает.


- Вы постоянно общаетесь с молодыми режиссерами, много ли среди них талантливых людей?


- Безусловно. Но талант, с моей точки зрения, дар непостоянный. Он может проявиться, а может и уйти. Важно поймать тот момент, когда есть энергия, идея, которой человек увлечен. У него должна быть психология победителя, и тогда может произойти кинематографическое чудо. На мой взгляд, поддержка молодых должна стать системой.


- А что помогает вам преодолевать трудности, которых так много в вашей работе?


- Думаю, пример моих учителей. На актерском факультете я учился у Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой (исправлено) - имена очень известные в мире искусства. Они выпустили целую плеяду замечательных актеров - Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Надежду Румянцеву, Леонида Куравлева и многих других. На режиссерском я учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Для них всегда было важно, какими станут их ученики, и не только с точки зрения профессии. Они учили нас жить и уметь отдавать.


- Вы оказались восприимчивым учеником?


- Мне хочется, чтобы как можно больше молодых режиссеров снимали в "Дебюте" и чтобы у них было много интересных картин. Эта мечта помогает преодолевать все проблемы. Очень радуюсь, когда получается хорошее кино, такое ощущение, что сам принимал в этом участие. Я каждый день с ними, и для меня это важно.

Сам я сейчас снимаю сериал "Между прошлым и будущим". Это семейная история, не имеющая никакого отношения ни к детективам, ни к стрельбе. Авторы сценария - две умные женщины, Люся Цветкова и Вера Монахова. Любопытно, что почти все свои картины я сделал по сценариям, написанным женщинами. Мне кажется, они более чутко улавливают полутона жизненных перипетий и тоньше их воплощают.


- Говорят, что мужчину формируют те женщины, в которых он был влюблен. Как вы относитесь к этой идее?


- Полностью ее разделяю. Ведь женщина несет в себе любовь, а любовь - мощный импульс к творчеству, желание созидать, а не разрушать. Общеизвестно, что от любви до ненависти один шаг, но если это настоящее, глубокое чувство, оно всегда созидающее, поэтому мужчина, конечно же, формируется женщиной.


- А вы могли бы сейчас взять и безоглядно влюбиться? Или мудрость уже не позволяет?


- Безоглядно - про меня так сказать нельзя. А опыт жизни, возраст и многое другое - это часть человека. Когда-то я снимал новеллу о подводных лодках. Это было на военно-морской базе в Североморске. (Вообще о подводниках могу говорить долго, потому что море для меня - давняя любовь, с детства мечтал быть моряком.) И адмиралы говорили мне, что командиру лодки должно быть не больше 33 лет. Меня это очень удивило - а как же опыт, мудрость и все такое? Оказывается, там настолько быстро нужно принимать решения, как вы говорите, безоглядно, что если первый импульс будет правильным, то у экипажа есть реальный шанс выжить в экстремальной ситуации, если нет, все погибнут. Мужчины более старшего возраста начинают выбирать варианты и теряют время. Поэтому, думаю, безоглядность больше свойственна молодым людям.


- А женщинам вы доверяете?


- А как же. Ведь мы с женой (она тоже актриса и, кстати, один из авторов сценария, по которому я сейчас снимаю фильм) прожили вместе больше тридцати лет. Совместная жизнь - это тяжелая, каждодневная работа. Романтический взлет бывает только в первое время, год, два, три, но потом это уходит. Жизнь переходит в другое, плавное, но более глубокое русло. Есть горные реки, они мелкие и узенькие, а равнинные - огромные, глубокие и спокойные. В глубине таится гораздо больше.


- Ваши родители - люди творческой профессии?


- Нет. Мама у меня рано умерла, я уже старше ее. Отец военный. Они никакого отношения к искусству не имели и долгое время относились к моей профессии как-то подозрительно, хотя им, конечно, нравилось, что меня узнают на улице, пишут письма и т.д. Однако они не считали это серьезной работой. Только сейчас, когда прошло много лет, отец начал воспринимать мою работу по-другому, понимать, что это труд.

Все-таки многие видят в актерской или режиссерской профессии только внешнюю сторону. Ни зрителям, ни даже очень близким людям не расскажешь, что с тобой происходит, когда снимаешь картину или снимаешься сам. В тебе возникает такая перемена, такая цепь самых разных эмоциональных состояний. Это нельзя объяснить. Мозг, воображение все время находятся в напряжении. Если работа тебя полностью захватила, нет ни минуты покоя. Невозможно выйти из этого состояния.

Есть специальности, когда человек отработал свое, пришел домой, сидит и смотрит телевизор, здесь же процесс идет без остановки, а это тяжело.


- Кто в вас главнее: актер или режиссер?


- В этом трудно разобраться. Картина, которой я сейчас занят, - своего рода дебют, потому что я впервые снимаю сам себя. В моих предыдущих фильмах я никогда не снимался даже в эпизодах. Это была принципиальная позиция разделения профессий. Но история, положенная в основу новой ленты, имеет прямое отношение к моему поколению. Мы все вышли из Советского Союза. Какими мы стали? Что произошло с нашими ценностями?

Кого во мне больше - актера или режиссера, понять трудно. Когда снимаюсь у кого-то, я никогда не вспоминаю о том, что сам режиссер, и полностью доверяю человеку, который меня выбрал.


- Борис Васильевич, к вам поступают предложения актерской работы?


- Конечно. Недавно я снялся в "Маросейке, 12", до этого, вместе с Леной Сафоновой, в "Президенте и его женщине".


- Вы что-нибудь делаете для того, чтобы поддерживать себя в хорошей форме?


- К сожалению, нет. Для меня это самая большая проблема. Но думаю, скоро созрею. Годы уже не те, а нагрузок стало еще больше. Правда, отдыхать стараюсь на природе: по натуре я путешественник. Люблю тихие развлечения - грибы, рыбалку.


- Вам когда-нибудь приходилось общаться с представителями традиционной медицины?


- Я про них целую программу снял для японского телевидения и для себя выяснил кое-что интересное. К сожалению, в этих направлениях подвизается очень много шарлатанов и проходимцев, которые делают деньги на несчастьях людей, причем установить "кто есть кто" порой довольно трудно. Но те, кто действительно умеют лечить традиционными методами, приносят очень большую пользу. Я видел это сам. Вековые традиции не исчезают бесследно. Ведь в России каждая деревня имела своего лекаря, который умел делать все и от всего спасал, как правило, травами.

Однажды мы снимали женщину, которая лечила биополем, и попросили ее сделать что-нибудь "этакое". Она сказала, что может подарить нам энергетический шар, и начала делать руками движения, как будто лепила снежок. В этот момент оператор увидел через объектив камеры голубое сияние, свечение вокруг ее рук. Затем женщина протянула этот невидимый шар мне, я принял его и вдруг почувствовал, как что-то горячее стало растекаться по телу. Вот это я точно испытал на себе.

Есть еще один важный фактор в таком лечении - вера самого человека. Если человек наглухо закрыт и настроен так: мол, давайте, делайте со мною что-нибудь, а я посмотрю, что из этого получится, то результата не будет. Здесь всегда имеется две стороны: желание человека преодолеть свой недуг и сила целителя, которая воздействует. Только в этом соединении что-то получается.


- И напоследок - что бы вы хотели пожелать самому себе?


- Чтобы вот такая моя "буйная" и энергичная жизнь продолжалась долго-долго, чтобы я не успокаивался, чтобы постоянно возникали какие-то проблемы, которые надо решать. Как только это все кончается, значит, тебя просто нет.


Воробьева О.


Источник: газета "Помоги себе сам"



"Прорицатель. Омар Хайям. Хроника легенды"

Производство

завершено!